Как правильно своими руками заправить автокондиционер

Практически в любой модели современного автомобиля есть кондиционер, совершенно незаменимая штука, которая поддерживает в салоне авто нужный микроклимат.

И даже если его нет в вашей комплектации, то установить такой автокондиционер всегда можно в любой мастерской, там же несложно заправить кондиционер либо отремонтировать в случае надобности.

Зачем нужен автокондиционер

Кроме очевидных преимуществ, эта миниатюрная климатическая система выполняет и другие полезные функции, а именно:

  • охлаждает воздух до заданной температуры;
  • поддерживает влажность на указанном уровне;
  • устраняет запотевание стекол в автомобиле;
  • защищает салон как от выхлопных газов, так и от неприятных запахов.

принцип работы автокондиционера

Как автокондиционер обогревает или охлаждает салон.

Как видите, устройство более чем полезное, однако, для его нормального функционирования требуется регулярное обслуживание. Но как же выглядит автомобильный кондиционер?

Схема работы автокондиционера

Принцип работы более чем простой, но его нужно знать обязательно, если вы собираетесь заправить автокондиционер своими руками или вам просто любопытно, что же там происходит. Итак, система работает следующим образом:

  • по замкнутому контуру циркулирует фреон;
  • фреон сжимается в компрессоре, что приводит к повышению его температуры;
  • затем хладагент, а именно, горячий газ под давлением, передается в конденсатор, где передает тепло и становится жидким, формируя конденсат;
  • далее фреон передается в замкнутый контур к расширительному клапану и после распыления попадает прямиком в испаритель;
  • в испарителе происходит испарение хладагента, он теряет тепло и охлаждается.

схема работы кондиционера в обычном авто

Принципиальная схема работы кондиционера в авто.

Теперь фреон снова холодный и опять передается в компрессор посредством низкого давления, после чего цикл повторяется.

Основные причины для заправки

Фреон естественным образом утекает из системы, несмотря на замкнутый контур. Как правило, значение утечки не превышает 15% в течение года. Однако, уже через 3 года автокондиционер нужно заправлять. Для старых моделей заправка проводится раз в 1-2 года, по той же технологии.

заправка автокондиционера

С чего начинается заправка фреоном.

Но если фреон теряется из системы быстрее, чем на 15-20% в год, значит, у нас проблемы.

Куда пропадает фреон?

Основные причины перечислены далее:

  • трубопровод кондиционера потерял герметичность;
  • механические повреждения в трубках;
  • конденсатор начал ржаветь и разрушается.

Прежде чем приступить к заправке, эти проблемы нужно устранить, иначе фреон утечет повторно, только его и видели.

фреон 134A LIQUI MOLY

Фреон R-134A от LIQUI MOLY – популярный выбор российских автосервисов.

Ищем утечку

Вопреки устоявшемуся мнению, система климат-контроля вообще не поможет вам обнаружить утечку. То ли дело специализированный течеискатель, который предназначен для выявления даже минимальных концентраций фреона в воздухе. Как правило, таким прибором несложно обнаружить место утечки.

утечка фреона в автокондиционере

При утечке фреона, обнаруженной методом ультрафиолета, место утечки будет зеленым.

Впрочем, есть и народный способ. Для этого в систему добавляется масло и фреон, после чего особый ультрафиолетовый краситель, все обычным методом заправки. Затем кондиционер включается, а все трубки проверяются лампой с ультрафиолетовым свечением. Так найти утечки совсем несложно, они будут иметь желто-зеленый оттенок.

Заправляем автокондиционер самостоятельно: инструкция для прямых рук

Если с утечками вы разобрались, самое время заняться заправкой. Однако, не спешите с этим делом – есть несколько правил, игнорирование которых может привести к быстрому выходу всей системы из строя.

Если кондиционер уже был разгерметизирован, значит, фреон ушел, а на его место пришел воздух и влага. И вот именно этой влаги следует остерегаться больше всего. К примеру, если ездить зимой без радиатора кондиционера, то воды в системе будет, хоть ведрами вычерпывай.

набор для самостоятельной заправки автокондиционера

Полный набор для самостоятельной заправки автокондиционера фреоном: баллон, штуцеры и клапаны, 2 манометра.

заправляем автокондиционер своими руками

Этот же набор в собранном состоянии.

Ну а в минусовой температуре эта вода застывает и перекрывает регулирующий клапан. И это не говоря уже про очевидные проблемы с коррозией, убивающей кондиционер в считанные месяцы.

заправка системы фреоном

Заправка системы фреоном идет полным ходом.

А как насчет воздуха? Да, он менее опасен, нежели вода, но тоже подлежит удалению. Ведь наш воздух – это в большей степени азот – газ, который сильно отличается от фреона, увеличивая нагрузку на компрессор кондиционера.

Удаляем воздух и воду

Избавиться от лишнего в контуре автокондиционера помогает обычный вакуумный насос. Забавная штука, особенно интересно смотреть, как такой насос работает.

вакуумный насос для автокондиционера

Вакуумный насос для удаления воздуха из системы.

Хотя, собственно, его не обязательно использовать всегда. Скажем, при дозаправке системы фреоном, такой насос, как правило, не требуется. Если же контур открывался, чтобы заменить резиновый уплотнитель, то без насоса тоже вполне можно жить себе. Ведь фреон остается в системе и воздух не успевает проникнуть в достаточной степени, чтобы это вызывало тревогу.

Закачка фреона в систему

В первую очередь измерим, сколько же фреона нам нужно. Для этого применяются электронные весы либо мерная колба. На весы попросту устанавливается баллон с фреоном, и так происходит измерение.

закачка фреона в кондиционер авто

Закачиваем фреон в систему автокондиционера.

Но вот мерная колба подходит лучше и позволяет точнее определить нужный объем. Прямо из баллона в колбу заливается жидкий газ, после чего отмеряем нужное его количество по обычной шкале.

 

станция автоматической заправки автокондиционера

Автоматическая станция AC 100 для заправки кондиционера, откачки и переработки фреона, проверки на утечки и вакуумирования системы.

Теперь осталось открыть краны и воздух пойдет в кондиционер. Давление выровняется, поэтому не весь газ войдет в замкнутый контур. Чтобы ему помочь, в колбе есть специальный нагрев, обеспечивающий поднятие давления газа.

Альтернативный метод закачки

Впрочем, есть и другой метод, подразумевающий использование обратной магистрали и активный компрессор. Тут все просто – включенный компрессор сам засосет газ, а смотровой глазок в системе позволит следить за ходом процесса.

Кроме того, можно закачать и масло либо ультрафиолетовый краситель, используя специализированный инжектор.

Видео по самостоятельной заправке

Опытный водитель на пальцах показывает, что нужно для грамотной заправки авто кондиционера своими руками и наглядно демонстрирует, как это правильно сделать. Весьма полезный видеообзор.

Сколько фреона требуется?

Здесь важна точность. Если система недостаточно заправлена, компрессору будет совсем скучно. За переноску масла отвечает именно фреон, и если его в системе недостаточное количество, то компрессор слишком рано отдаст концы. И это не говоря уже про то, что плохо заправленный кондиционер выдает слишком мало холода, что очень ощутимо в жаркий летний день.

заправка кондиционера авто фреоном

Заправка фреоном через специализированную станцию.

Если же в системе слишком много фреона, лучше тоже не будет, ведь это высокое давление и компрессор будет работать из последних сил, а про холод можно вообще забыть. Да и аварийные отключения тоже бывают.

Сколько же фреона нужно? Просто посмотрите на табличке, что находится прямо под капотом. Там написан и тип используемого хладагента и требуемый объем. Если таблички нет – посмотрите в технической инструкции или попросту спросите у дилера. Как правило, это значение составляет от 500 до 1000 грамм.

баллон фреона R-134a для заправки авто

Баллон с фреоном R-134a, заправляем в перевернутом положении.

Заправка осуществляется всегда только специальным фреоном и маслом, а именно:

  • фреон R-12: минеральное масло;
  • фреон R-134a – синтетическое масло;
  • либо универсальное масло для обоих типов фреона.

Заправить R-12 вместо R-134a у вас вряд ли получится. Поскольку во всех современных моделях автокондиционеров штуцеры для заправки фреона 134 отличаются от штуцеров для фреона 12 и не подходят друг к другу.

Как выявить неполадки в работе компрессора автокондиционера

Иногда проблемы в работе компрессора выявляются именно после того, как вы заправили в контур свежую порцию газа, особенно после того, как кондиционер долгое время не был достаточно заправлен.

ржавчина в автокондиционере

С такой ржавчиной автокондиционер проработает недолго, если вообще еще функционален.

Если система имеет проблема с герметизацией, то в нее проникают водяные пары, которые покрывают ржавчиной лепестковые элементы компрессора. Да, он не заржавеет полностью, однако, этого неприятного налета более чем достаточно, чтобы эффективность работы снизилась.

Порой достаточно долить масла и активировать работу компрессора на высоких оборотах, чтобы он пришел в норму. Но такой метод помогает не всегда, и тогда вам прямая дорога в автосервис.

Отзывы

  • Samal says:

    kak iskat mikro utechki v systeme kondicionera

  • FS says:

    микроутечку сложно обнаружить, и при явной утечке добавляют краску специальную с фреоном и ультрофиолетом светят. А так при утечке выделяется масло.

  • Вячеслав says:

    Красавчик ты конечно за статью +
    Ток один вопрос сколько должно быть давление в барах
    Напиши пожалуйста!

  • Юрий says:

    2 бара. Самая крайняя шкала.

  • Роман says:

    Всем привет!
    Статья хорошая, но покупая всё это оборудование, тратишь денег больше чем на одну заправку в сервисе. И не факт что в итоге всё правильно сделаешь.
    Предлагаю воспользоватся услугой заправки автомобильного кондиционера.
    Стоимость заправки 1000 рублей. При необходимости можно сделать опрессовку системы азотом (если думаете что есть утечка). Заправка производится по весам, в соответствии с таблицей.
    тел. 8-963-721-98-18. Роман. (г.Москва)

  • доктор шовхаузен says:

    роман, у тебя барыжный подход к вопросу, тебе минус.
    моя ситуация: машина старая и зимой через прокладки на морозе фреон уходит почти до нуля. заправляю 1 кг. цена минимум 2250 руб. делаю это каждую весну и до осени хватает шикарного мороза.
    купив балон за 5100 руб в нем 13,6 кг плюс шланг с манометром 500 руб.
    мне такой вариант оч нравится

Ваши отзывы